Фонд Егора Гайдара

127055, г. Москва
Тихвинская ул., д. 2, оф. 7

Тел.: (495) 648-14-14
info@gaidarfund.ru

Опыт показал: государство самоедское разрушает общество, подминая его под себя, разрушаясь в конечном счете и само.
Е.Гайдар

Документ

Как работал "черный" рынок в 1991 году

 

 
Спекулянты у здания Военторга. Конец 1980-х годов. 

  

02.08.1991

Первому заместителю

Премьер-министра СССР,

Министру экономики и

прогнозирования СССР

товарищу Щербакову В.И.



Объемы продаж и цены "черного" рынка

1.Дефицит товаров и услуг вынуждает население приобретать их с переплатой на "черном" рынке. В целях изучения объемов продаж и цен теневой торговли. Госкомстат СССР провел опрос 15 тысяч семей о покупке товаров и получении услуг, включая покупки на "черном" рынке за март - май текущего года. Под «черным» рынком потребительских товаров понимается незарегистрированная, скрытая от налогообложения деятельность отдельных лиц по продаже населению товаров и оказанию услуг.

Затраты населения на приобретение товаров и услуг на «черном» рынке и объемы переплат против официальных цен и тарифов за 1 полугодие в целом по стране характеризуются следующими данными (оценка):


 

Затраты населения на приобретение товаров и услуг на «черном рынке»

Переплаты населением за товары и услуги, приобретенные на «черном рынке»

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Всего куплено товаров и получено услуг

59

100

23,1

100

В том числе

 

Куплено товаров непродовольственных

41,7

70,7

16,3

70,4

из них импортного производства

19,7

33,4

8,9

38,7

Продовольственных

12,3

20,8

5,1

22,1

Алкогольных напитков

1,1

1,9

0,3

1,4

Получено услуг

3,9

6,6

1,4

6,1


Наибольший удельный вес в структуре затрат населения на «черном» рынке приходится на приобретение непродовольственных товаров - 70 копеек из каждого рубля, отданного "теневикам".

Особенно заметны расходы на покупку тканей, одежды и обуви, их удельный вес во всех затратах семей на покупку непродовольственных товаров на "черном" рынке составляет 40%, в том числе одежды - 24%, обуви - 13%.

Удельный вес радио- и электротоваров в структуре «черного» рынка непродовольственных товаров составляет 9%, автомобилей - 9%, мебели - 8%, строительных материалов и сантехники — 5%.

Продажа непродовольственных товаров импортного производства составляет почти половину (47%) всего нелегального оборота непродовольственных товаров. В основном из импортных товаров нелегально продаются предметы готовой одежды ( 52% от всех покупок ее у частников), в том числе детская одежда; обувь (42%), в том числе детская (30%); видеомагнитофоны (54%); аудио- и видеокассеты (80 %); швейные машины (23%); лекарства (49%); парфюмерия (57%).

Спекуляция продовольственными товарами отмечается, прежде всего, по продуктам питания животного происхождения, более половины всех покупок продуктов питания на "черном" рынке приходится на приобретение населением мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов и масла животного (53%). Доля продаж кофе в структуре "черного" рынка продовольственных товаров составляет 7 %, чая - 5 %, сахара - 4 %.

Наибольший удельный вес в расходах семей на оплату услуг «теневиков» занимают вознаграждения за ремонт автомобилей — 34%, строительство домов - 17%, ремонт жилищ - 23% и перевозки частниками пассажиров и грузов - 11%. Общий объем выполненных работ незарегистрированных строителей ( включая ремонт жилищ) за полгода по стране оценивается в 1,6 млрд. рублей, частный извоз - 0,4 млрд. рублей.

 

2. Доля расходов населения на «черном» рынке в общих затратах на приобретение товаров и услуг характеризуется следующими данными (в процентах).


 

Всего

В том числе переплаты

Всего куплено товаров и получено услуг

21,4

8,4

В том числе

 

Куплено товаров непродовольственных

30,9

12

Продовольственных

10,9

4,5

Алкогольных напитков

9

2,7

Получено услуг

25,7

9,4


В этом году доля расходов семейного бюджета направляемая на приобретение товаров и услуг у "теневиков" заметно увеличилась. По данным опроса 17,5 тысяч семей, проведенного за 9 месяцев 1990 года, удельный вес "черного" рынка в покупке продовольственных товаров составил 13%, алкогольных напитков - 4%, услуг - 20 %.

Удельный вес расходов семьи на покупку у спекулянтов тканей составляет - 12% от всех затрат на их покупку, готовой одежды - 19%, меха и меховых изделий - 29%, обуви - 12%, в том числе детской - 7%, телевизоров - 16%, видеомагнитофонов — 44%, мебельных гарнитуров - 22%.

У незарегистрированного частника приобретается мяса 1,1 кг на семью в квартал или 7% от всех покупок мяса, молока — 3,2 кг и 7%, масла животного - 0,9 кг и 17%. Консервов мясных,

молочных, рыбных покупается у спекулянтов 11% от всей покупки этих товаров, кофе растворимого - 34%, .коше в зернах — 18%, сахара - 5%.

По данным обследования за полгода на "черном " рынке было продано около 45 млн. литров алкогольных напиткв (без самогона и вина домашнего производства) или 6 % от всего купленного количества. Население приобретает у спекулянтов в основном водку, более 70% купленного на "черном" рынке алкоголя.

Теневиками оказывается свыше четверти от общего объема услуг в стране. При этом осуществляется нелегально каждый третий ремонт автомобилей, каждый девятый ремонт бытовой техники, каждый восьмой пошив и ремонт одежды.

 

3. На фоне, сокращения производства и продажи товаров в государственной торговле, "черный" рынок диктует свои условия потребителям. Общий уровень цен на "черном" рынке значительно превышает их уровень в легальных формах торговли по большинству товаров и услуг.

Наибольшее превышение цен "черного"рынка наблюдается по неепродовольственным товарам, что видно из следующих данных:


 

Превышение цен «черного» рынка над государственными, раз

Ткани

 

хлопчатобумажные

1,9

шерстяные

1,9

шелковые и штапельные

4,1

льняные и прочие

4,4

Трикотаж верхний

2,8

Обувь

3,1

в том числе детская

2,8

Одежда

3,7

в том числе детская

1,9

Меха и меховые изделия

1,7

Радио- и электротовары

2,6

Автомобили

1,9

Мотоциклы и велосипеды

2,2

Парфюмерно-косметические товары

4,2

Лесоматриалы

2,9

Бензин

2,4

Сантехника

3,5

Табак

2,3

Лекарственные препараты

2,8


По продуктам питания цены «черного» рынка заметно превышают цены государственной и кооперативной торговли: на колбасу и мясокопчености - в 1,9 раза, масло животное - в 2,7 раза, на кофе растворимый - в 2,6 раза, на сахар - в 1,9 раза, на конфеты - в 2,1 раза. При этом цены на муку, крупу, мясо, молоко, растительное масло несколько ниже на "черном" рынке, чем на колхозных рынках.

Высокий уровень цен "черного" рынка отмечен и в сфере услуг, так ремонт автомобиля в среднем обходится в 1,7 раза дороже против официальных тарифов, строительство домов и построек - в 2,8 раза, ремонт жилищ - в 3,6 раза.

Средние цены покупки на "черном" рынке непродовольственных товаров, алкогольных напитков и услуг за II квартал текущего года по сравнению с их уровнем прошлого года возросли почти в 2 раза.


И. А. Погосов
(Первый заместитель Председателя Государственного комитета СССР по статистике)

ГАРФ, ф.5446, оп.163, д.185. Л. 62-65.
Фото: ИТАР-ТАСС
Опубликовано: 20 сентября 2011

 

 

Вернуться к списку документов

Как помочь фонду?