127055, г. Москва
Тихвинская ул., д. 2, оф. 7
Тел.:
info@gaidarfund.ru
Календарь мероприятий
14 декабря 2012
Научная конференция "20 лет современного экономического образования и исследований в России"
28 ноября 2012
Лекция "Аукционы: бархатная революция в экономике"
14 ноября 2012
Лекция "Экономика Российской империи и Русская революция 1917 года"
Самое читаемое
- Документ: 10 телеграмм о приближающемся голоде
- Лекция Дмитрия Быкова: "СССР- страна, которую придумал Гайдар"
- Андрей Нечаев. Реформы Гайдара. Мифы и реальность
- Ольга Романова: "На Конституцию у наших судей аллергия"
- Стабилизация ситуации в России: Роль Президента (Документ из архива Егора Гайдара)
Документ
Как работал "черный" рынок в 1991 году
02.08.1991
Первому заместителю
Премьер-министра СССР,
Министру экономики и
прогнозирования СССР
товарищу Щербакову В.И.
-
- Объемы продаж и цены "черного" рынка
-
1.Дефицит товаров и услуг вынуждает население приобретать их с переплатой на "черном" рынке. В целях изучения объемов продаж и цен теневой торговли. Госкомстат СССР провел опрос 15 тысяч семей о покупке товаров и получении услуг, включая покупки на "черном" рынке за март - май текущего года. Под «черным» рынком потребительских товаров понимается незарегистрированная, скрытая от налогообложения деятельность отдельных лиц по продаже населению товаров и оказанию услуг.
Затраты населения на приобретение товаров и услуг на «черном» рынке и объемы переплат против официальных цен и тарифов за 1 полугодие в целом по стране характеризуются следующими данными (оценка):
|
Затраты населения на приобретение товаров и услуг на «черном рынке» |
Переплаты населением за товары и услуги, приобретенные на «черном рынке» |
||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу |
|
Всего куплено товаров и получено услуг |
59 |
100 |
23,1 |
100 |
В том числе |
|
|||
Куплено товаров непродовольственных |
41,7 |
70,7 |
16,3 |
70,4 |
из них импортного производства |
19,7 |
33,4 |
8,9 |
38,7 |
Продовольственных |
12,3 |
20,8 |
5,1 |
22,1 |
Алкогольных напитков |
1,1 |
1,9 |
0,3 |
1,4 |
Получено услуг |
3,9 |
6,6 |
1,4 |
6,1 |
Наибольший удельный вес в структуре затрат населения на «черном» рынке приходится на приобретение непродовольственных товаров - 70 копеек из каждого рубля, отданного "теневикам".
Особенно заметны расходы на покупку тканей, одежды и обуви, их удельный вес во всех затратах семей на покупку непродовольственных товаров на "черном" рынке составляет 40%, в том числе одежды - 24%, обуви - 13%.
Удельный вес радио- и электротоваров в структуре «черного» рынка непродовольственных товаров составляет 9%, автомобилей - 9%, мебели - 8%, строительных материалов и сантехники — 5%.
Продажа непродовольственных товаров импортного производства составляет почти половину (47%) всего нелегального оборота непродовольственных товаров. В основном из импортных товаров нелегально продаются предметы готовой одежды ( 52% от всех покупок ее у частников), в том числе детская одежда; обувь (42%), в том числе детская (30%); видеомагнитофоны (54%); аудио- и видеокассеты (80 %); швейные машины (23%); лекарства (49%); парфюмерия (57%).
Спекуляция продовольственными товарами отмечается, прежде всего, по продуктам питания животного происхождения, более половины всех покупок продуктов питания на "черном" рынке приходится на приобретение населением мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов и масла животного (53%). Доля продаж кофе в структуре "черного" рынка продовольственных товаров составляет 7 %, чая - 5 %, сахара - 4 %.
Наибольший удельный вес в расходах семей на оплату услуг «теневиков» занимают вознаграждения за ремонт автомобилей — 34%, строительство домов - 17%, ремонт жилищ - 23% и перевозки частниками пассажиров и грузов - 11%. Общий объем выполненных работ незарегистрированных строителей ( включая ремонт жилищ) за полгода по стране оценивается в 1,6 млрд. рублей, частный извоз - 0,4 млрд. рублей.
2. Доля расходов населения на «черном» рынке в общих затратах на приобретение товаров и услуг характеризуется следующими данными (в процентах).
|
Всего |
В том числе переплаты |
Всего куплено товаров и получено услуг |
21,4 |
8,4 |
В том числе |
|
|
Куплено товаров непродовольственных |
30,9 |
12 |
Продовольственных |
10,9 |
4,5 |
Алкогольных напитков |
9 |
2,7 |
Получено услуг |
25,7 |
9,4 |
В этом году доля расходов семейного бюджета направляемая на приобретение товаров и услуг у "теневиков" заметно увеличилась. По данным опроса 17,5 тысяч семей, проведенного за 9 месяцев 1990 года, удельный вес "черного" рынка в покупке продовольственных товаров составил 13%, алкогольных напитков - 4%, услуг - 20 %.
Удельный вес расходов семьи на покупку у спекулянтов тканей составляет - 12% от всех затрат на их покупку, готовой одежды - 19%, меха и меховых изделий - 29%, обуви - 12%, в том числе детской - 7%, телевизоров - 16%, видеомагнитофонов — 44%, мебельных гарнитуров - 22%.
У незарегистрированного частника приобретается мяса 1,1 кг на семью в квартал или 7% от всех покупок мяса, молока — 3,2 кг и 7%, масла животного - 0,9 кг и 17%. Консервов мясных,
молочных, рыбных покупается у спекулянтов 11% от всей покупки этих товаров, кофе растворимого - 34%, .коше в зернах — 18%, сахара - 5%.
По данным обследования за полгода на "черном " рынке было продано около 45 млн. литров алкогольных напиткв (без самогона и вина домашнего производства) или 6 % от всего купленного количества. Население приобретает у спекулянтов в основном водку, более 70% купленного на "черном" рынке алкоголя.
Теневиками оказывается свыше четверти от общего объема услуг в стране. При этом осуществляется нелегально каждый третий ремонт автомобилей, каждый девятый ремонт бытовой техники, каждый восьмой пошив и ремонт одежды.
3. На фоне, сокращения производства и продажи товаров в государственной торговле, "черный" рынок диктует свои условия потребителям. Общий уровень цен на "черном" рынке значительно превышает их уровень в легальных формах торговли по большинству товаров и услуг.
Наибольшее превышение цен "черного"рынка наблюдается по неепродовольственным товарам, что видно из следующих данных:
|
Превышение цен «черного» рынка над государственными, раз |
Ткани |
|
хлопчатобумажные |
1,9 |
шерстяные |
1,9 |
шелковые и штапельные |
4,1 |
льняные и прочие |
4,4 |
Трикотаж верхний |
2,8 |
Обувь |
3,1 |
в том числе детская |
2,8 |
Одежда |
3,7 |
в том числе детская |
1,9 |
Меха и меховые изделия |
1,7 |
Радио- и электротовары |
2,6 |
Автомобили |
1,9 |
Мотоциклы и велосипеды |
2,2 |
Парфюмерно-косметические товары |
4,2 |
Лесоматриалы |
2,9 |
Бензин |
2,4 |
Сантехника |
3,5 |
Табак |
2,3 |
Лекарственные препараты |
2,8 |
По продуктам питания цены «черного» рынка заметно превышают цены государственной и кооперативной торговли: на колбасу и мясокопчености - в 1,9 раза, масло животное - в 2,7 раза, на кофе растворимый - в 2,6 раза, на сахар - в 1,9 раза, на конфеты - в 2,1 раза. При этом цены на муку, крупу, мясо, молоко, растительное масло несколько ниже на "черном" рынке, чем на колхозных рынках.
Высокий уровень цен "черного" рынка отмечен и в сфере услуг, так ремонт автомобиля в среднем обходится в 1,7 раза дороже против официальных тарифов, строительство домов и построек - в 2,8 раза, ремонт жилищ - в 3,6 раза.
Средние цены покупки на "черном" рынке непродовольственных товаров, алкогольных напитков и услуг за II квартал текущего года по сравнению с их уровнем прошлого года возросли почти в 2 раза.
-
- И. А. Погосов
- (Первый заместитель Председателя Государственного комитета СССР по статистике)
-
- ГАРФ, ф.5446, оп.163, д.185. Л. 62-65.
- Фото: ИТАР-ТАСС
- Опубликовано: 20 сентября 2011