Фонд Егора Гайдара

127055, г. Москва
Тихвинская ул., д. 2, оф. 7

Тел.: (495) 648-14-14
info@gaidarfund.ru

Даже мои политические противники, убежденные, что я веду страну по гибельному курсу, не подозревали меня в намерении запустить руку в государственный карман.
Е.Гайдар

Документ

Почему колхозы отказывались продавать зерно государству

Мы продолжаем публиковать многочисленные документы из архива Егора Гайдара, характеризующие то бедственное положение с продовольствием, в котором оказалась страна к моменту прихода команды реформаторов в правительство

Заместителю Председателя Совета Министров РСФСР

Министру сельского хозяйства и продовольствия РСФСР

т. Кулику Г.В.

 

30.08.91.

 

О закупках зерна и формировании государственных ресурсов на 1991-1992 сельскохозяйственный год

 

За последние годы несмотря на складывающиеся более благоприятные условия для валовых сборов зерна, закупки его в государственные ресурсы проходят неудовлетворительно. В 1987 году при валовом сборе 109 млн .тонн товарность составила 32%, в 1990 году соответственно 127 и 27%.

В текущем году, с учетом предложений с мест, по вопросам стимулирования закупок зерна Верховным Советом РСФСР и Советом Министров РСФСР определен ряд дополнительных мер по закупкам зерна в государственные ресурсы.

Если в предыдущие годы дополнительное стимулирование закупок зерна осуществлялось после выполнения колхозами, совхозами и другими сельхозпредприятиями госзаказа, который в целом по РСФСР составлял 47 млн.тонн, то в текущем году стимулирование осуществляется после выполнения продналога (30,8 млн. тонн).

Зерно, закупаемое сверх продналога, оплачивается по договорным ценам, а за гречиху, рис и зернобобовые оплата по таким .ценам осуществляется с первой тонны. Таким образом, стимулирование закупок зерна существенно изменилось в пользу его производителя за счет встречной продаж автомобилей, тракторов, других материально-технических ресурсов и товаров народного потребления. Объемы выделяемых ресурсов позволяют закупить сверх уточненного продналога до 10 млн.тонн зерна. Однако, несмотря на принимаемые меры, продажа зерна государству идет крайне медленными темпами.

По состоянию на 26 августа в целом по РСФСР из 59,5 млн. га зерновых (без кукурузы) обмолочено 38,6 млн га или 65% к общей площади, при урожайности 17,8 ц/га намолочено 69 млн. тонн. В государственные ресурсы заготовлено 15,5 млн.тонн, товарность - 22 процента. Остатки зерна в хозяйствах составляют 53,5 млн. тонн. В прошлые годы при равных или близких показателях по урожайности и намолотам товарность при продаже зерна государству была 32-34 процента.

На наш взгляд, сложившееся неудовлетворительное положение с закупками зерна объясняется следующим:

Многие руководители на местах под предлогом неблагоприятных погодных условий умышленно занижают урожайность и валовый сбор, добиваются в республиканских органах снижения им установленных объемов продналога и госзаказа.

Так, например, руководители Тамбовской области в представленных расчетах указывали, что урожайность зерновых будет 15 ц/га при плановой 21,2, а валовой сбор ожидается 1660 тыс.тонн при плановом - 2440. По состоянию на 26 августа из 1084 тыс.га уборочной площади урожай собран на 1050 тыс. га, фактически валовой сбор уже составил 1881 тыс.тонн при урожайности 18,1 ц/га. Таким образом, фактический валовой сбор превысил рассчетный на 221 тыс. тонн, а при завершении уборки эта разница составит не менее 300 тыс. тонн. Облисполком добился снижения продажи хлеба государству с учетом расчетного вала с 690 до 450 тыс. тонн. При плановых показателях товарность зерна составила бы 28 процентов, а при установленном объеме только 22 процента. Область из разряда производящей и частично вывозящей переходит в потребляющую область (справочно: из госресурсов за последние пять лет потребляется ежегодно более 500 тыс.тонн зерна). На 26.08.91г. Областью продано 351 тыс.тонн зерна, в хозяйствах остается 1,5 млн. тонн, которое в основном хранится на открытых токах, где полная его сохранность не гарантируется.

Подобные примеры искажения фактического положения дел с урожайностью и валовым сбором с целью снижения продналога и госзаказа имеют место по Башкирской, Татарской, Чувашской, Марийской, Северо-Осетинской, Мордовской республикам, Волгоградской, Воронежской, Самарской, Рязанской, Оренбургской и другим областям.

В этой ситуации по указанным и другим территориям следовало бы пересмотреть изменения в установленных объемах продналога и госзаказа. По нашим расчетам, за счет объективной оценки в госресурсы можно привлечь до 4 млн.тонн зерна.

Во многих областях сдерживающим фактором продажи зерна сверх продналога в счет встречной продажи техники является и то, что руководители местных агропромформирований отказались выполнять постановление Совета Министров РСФСР от 20 декабря 1990г. № 590, а в последующем и постановление Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991г. № 403 в части передачи 30% выделенной территориям техники для закупки зерна. Например, Курский облагропром задолго до уборки зерна распределил технику между хозяйствами, не оставив ничего для стимулирования хозяйств, продающих зерно сверх продналога. Указанные постановления остаются невыполненными в 18 ССР (входящих в РСФСР), краях и областях, в их числе Алтайском, Красноярском краях, Самарской, Ульяновской, Пензенской, Орловской, Новосибирской, Тюменской областях.

Кроме того, на закупках зерна негативно сказывается задержка с реальным поступлением техники, маттехресурсов и товаров народного потребления от Росагроснаба Минсельхозпрода РСФСР, Минторга РСФСР и Центросоюза РСФСР.

В таких условиях колхозы, совхозы и другие сельхохпредприятия широко используют в реализации зерна бартерные сделки, напрямую с предприятиями, организациями и другими покупателями. У многих из них есть стремление не продавать зерно в настоящее время в счет договорных обязательств с расчетом, что они в дальнейшем, при возникновении осложнений с государственными ресурсами, будут продавать его на более выгодных условиях.

В целях более устойчивого формирования государственных: хлебных ресурсов полагали бы необходимым принять меры ответственности к руководителям ССР, краев и областей, не выполняющих требований о передаче техники и маттехресурсов объединениям хлебопродуктов, и обязать руководителей промышленных предприятий обеспечить первоочередные поставки их для встречной продажи за зерно.

С учетом того, что в настоящее время во многих областях близка к завершению уборка урожая, а продажа хлеба государству, практически не ведется, предлагаем начиная с 5 сентября рассмотреть складывавшийся баланс хлебных ресурсов по каждой ССР, краю и области и с учетом фактических закупок сокращать фонды на отпуск хлебопродуктов из госресурсов, как это предусмотрено распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФР от 08.07.91г. № 1554-I. При рассмотрении указанного баланса учесть объемы зерна теми ССР, краями и областями, которые за счет выделенных им маттехресурсов закупают зерно в других регионах (список краев, областей и республик прилагается) .

Анализ положения дел с заготовками зерна показывает, что при непринятии в ближайшее время экстренных мер в республиканские хлебные ресурсы может поступить не более 23 млн.тонн. Это положение еще более усугубляется тем, что по импорту в III квартале т.г. ожидается только около 2,7 млн.тонн зерновых культур. С учетом фактических заготовок и поступления по импорту устойчивое снабжение может быть гарантировано лишь до 1 декабря 1991г.

В этих условиях, с целью предотвращения перебоев в снабжении хлебопродуктами, на наш взгляд, можно было бы в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990-г. «О продовольственном налоге на 1991 год» по ряду республик, краев и областей изъять в продналог 40% валового сбора зерна, установив. таким территориям уточненные объемы продажи зерна государству (предложения: прилагаются).


А.Д.Куделя
ГАРФ.А-527. Оп.7.Д.9151.Л.180-183

 

Вернуться к списку документов

Как помочь фонду?