127055, г. Москва
Тихвинская ул., д. 2, оф. 7
Тел.:
info@gaidarfund.ru
Календарь мероприятий
14 декабря 2012
Научная конференция "20 лет современного экономического образования и исследований в России"
28 ноября 2012
Лекция "Аукционы: бархатная революция в экономике"
14 ноября 2012
Лекция "Экономика Российской империи и Русская революция 1917 года"
Самое читаемое
- Документ: 10 телеграмм о приближающемся голоде
- Лекция Дмитрия Быкова: "СССР- страна, которую придумал Гайдар"
- Андрей Нечаев. Реформы Гайдара. Мифы и реальность
- Ольга Романова: "На Конституцию у наших судей аллергия"
- Стабилизация ситуации в России: Роль Президента (Документ из архива Егора Гайдара)
Публикация
Валерий Гаврилов. Выступление на пленарном заседании «Социально-экономическое развитие России в 21 веке»
8 октября завершились традиционные Гайдаровские чтения, в этом году впервые проходившие в Арзамасе. В течение недели мы опбуликуем наиболее интересные выступления, прозвучавшие на чтениях.
Валерий Гаврилов - президент Ассоциации малых и средних городов России.
Я думаю, что чем больше будет объединений здравых сил России, деловых людей, которым не безразлично все, что происходит в нашей стране, и важно высказывать свою позицию, чем больше будет таких сообществ, тем быстрее эта позиция дойдет до людей, от которых зависит стратегическое развитие нашей страны.
Яков Моисеевич Уринсон в своем выступлении показал, что не все так просто в нашей стране. Я очень признателен за то, что в этой стратегии развития есть строчка, касающаяся развития местного самоуправления.
Давайте представим дерево: совершенно очевидно, что место самоуправления в структуре дерева — это корень; наверху наша высшая власть - президент, а в середине все остальное, но основа жизни - это местное самоуправление.
26 лет назад мы подписались под европейской хартией о развитии местного самоуправления. Что же на самом деле происходит? В прошлом году закончилась административная реформа местного самоуправления, и все началось по новой, мы пошли под откос. Сегодня опять идет централизация, полномочия забираются наверх, и все идет к тому, что главы местного самоуправления возьмут метлу и будут выступать в роли главных дворников в своем регионе.
У нас часто говорят, что Москва — это сердце России. Но сама Россия — это в первую очередь те провинциальные города, которые здесь представлены. Эти малые и средние города — душа России, и вот с душой у нас не все сейчас в порядке. Сегодня формирование бюджета таких городов идет по остаточному принципу, и поэтому в регионах не чувствуют стимулов к развитию самоуправления. Или, например, происходит такая ситуация: район хорошо сработал - увеличил свою бюджетную составляющую, а его вновь сажают на исходную позицию. Нужно обязательно предусматривать, что формирование бюджета идет из определенных принципов, которые сохраняются в течение 3-5 лет. После этого любой глава будет привлекать инвестиции, развивать свою территорию, развивать малый и средний бизнес, не дожидаясь никаких циркуляров сверху. Пока, к сожалению, этого не происходит. Все мы надеемся на нашего царя-батюшку: к нам придут, нам дадут... Я считаю, что это неправильно.
Почему большая часть территории Российской Федерации выглядит плачевно? Почему на протяжении последних лет у нас бедность находится на одном и том же уровне? Я еще раз хотел бы попросил тех людей, от которых зависит формирование стратегии развития России, чтобы в их программы обязательно вошло развитии местного самоуправления.
Следующая наша серьезная проблема — это проблема жилищно-коммунального хозяйства. Буквально на днях президент собирал на эту тему специалистов, и они, конечно, правильно говорили, что кругом коррупция. Я считаю, что если государство в течение ближайшего времени не примет реальную стратегию поддержки жилищно-коммунального хозяйства, то через 5-7 лет начнут взрываться котельные, водозаборные узлы, начнут выходить из строя очистные сооружения. Сегодня как минимум 80% жилищно-коммунального хозяйства находятся на грани можно сказать взрыва. Приводили цифру в 60%, но это неправильная цифра. Реальный процент — 80%.
В свое время при Ельцине было принято правильное решение поручить муниципалам решать социальные вопросы. Им отдали все, что находилось на грани разрушения, но в тарифах этого не было заложено. Соответственно реальной поддержки со стороны государства муниципалитеты не получили.
Я вам приведу пример по своему району: у нас 70 котельных и более 500 километров трубопроводов, но в тарифах на содержание этого хозяйства всего заложено 24 млн. рублей. Вы можете представить можно как при таких финансах нормально содержать и заниматься эксплуатацией ЖКЧ. Сегодня никакой гражданской войны не надо, зимой отключится отопление и вы сами понимаете, что из этого может произойти. Поэтому обязательно должна существовать государственная стратегическая линия в поддержке жилищно-коммунального хозяйства.
И главный вопрос: надо серьезно заняться поддержкой отечественного товаропроизводителя, это особенно касается малых средних городов, в особенности там, где есть градообразующие предприятия. К примеру, у меня сегодня на территории района находятся более 6 тыс. малых и средних предприятий, и их доля в общем производстве -более 40%. Одна английская кампания закрыла предприятие, которое имело ежегодную прибыль до 800 млн. рублей, а средняя заработная плата составляла 65 тысяч рублей в месяц. Если бы это предприятие закрыли лет 7 назад, то мы бы стали банкротами. А сегодня мы этого не почувствовали, потому что основная доля поддержки малых и средних городов - это малый и средний бизнес. Очень много говорится о его реальной поддержке, но в действительности ничего не предпринимается. Есть простые, наработанные вопросы, которыми надо просто заниматься.
Я думаю, что позиция этого экономического форума должна быть не просто позицией - она должна быть заявлена всем тем людям, от которых зависит развитие нашего государства.
Другие выступления на Гайдаровских чтениях:
Яков Уринсон. Перспективы развития экономики: Россия и мир
Дмитрий Орешкин. География электоральной культуры в России. Региональный анализ.