Notice: Undefined offset: 1 in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/form_parse.inc on line 108

Notice: Undefined offset: 1 in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/form_parse.inc on line 108

Notice: Undefined index: main_file_id in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/gallery.inc on line 570

Notice: Undefined index: cut in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/docs/public.php on line 19

Notice: Undefined variable: left_menu in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/docs/public.php on line 37

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/form_parse.inc:108) in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/page.inc on line 115
Фонд Гайдара - Публикация - Григорий Рапота. Выступление на пленарном заседании «Социально-экономическое развитие России в 21 веке»
Фонд Егора Гайдара

127055, г. Москва
Тихвинская ул., д. 2, оф. 7

Тел.: (495) 648-14-14
info@gaidarfund.ru

Опыт показал: государство самоедское разрушает общество, подминая его под себя, разрушаясь в конечном счете и само.
Е.Гайдар
Найти

Календарь мероприятий

14 декабря 2012
Научная конференция "20 лет современного экономического образования и исследований в России"

28 ноября 2012
Лекция "Аукционы: бархатная революция в экономике"

14 ноября 2012
Лекция "Экономика Российской империи и Русская революция 1917 года"

06 ноября 2012
Фонд Егора Гайдара в рамках дискуссионного Гайдар-клуба продолжает проект «Дорожная карта гражданина». На этот раз, тема дискуссии: «Гражданское общество - взгляд изнутри».


Все мероприятия

Follow Gaidar_fund on Twitter

Публикация

Григорий Рапота. Выступление на пленарном заседании «Социально-экономическое развитие России в 21 веке»

 


Григорий Рапота на Гайдаровских чтениях в Арзамасе

 

8 октября завершились традиционные Гайдаровские чтения, в этом году впервые проходившие в Арзамасе. В течение недели мы опбуликуем наиболее интересные выступления, прозвучавшие на чтениях.

Григорий Рапота - Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе

Добрый день, дорогие друзья. Во-первых, спасибо за предоставленную возможность и приглашение поприсутствовать на этих Гайдаровских чтениях. Я очень рад, что первое выездное заседание проходит именно у нас, на территории Приволжского федерального округа, здесь, в Нижегородской области, в городе Арзамасе. Честно говоря, я, когда собирался сюда, наверное, измучил своих подчинённых, потому что меня интересовало: о чём говорить-то будем, что вообще является предметом? Потому что то ли мы обсуждаем наследие Егора Тимуровича, то ли мы говорим о современной жизни… В итоге мы поняли, что будем говорить о современной жизни, хотя наследие витает в воздухе, потому что любой вопрос, какой бы мы не затрагивали, в своё время получал какую-то оценку самого Гайдара. Я вот не поленился, перед приездом сюда кое-что почитал и понял, что этот человек очень глубоко осмыслил и экономическую историю нашего государства с давних времён, и современность, и какие-то у него были элементы предвидения, которые сейчас выполняются и реализуются.

Сегодня я постараюсь обозначить своё видение того, как в рамках стратегии социально-экономического развития России будет развиваться Приволжский федеральный округ, как мы видим вообще его место.

Тот, кто здесь не живёт, наверное, не представляет себе географию Приволжского федерального округа. У нас 14 субъектов. На севере это Пермский край и Кировская область, на юге – Саратовская и Оренбургская области. Всего 6 республик, 7 областей, 1 край. Порядка 30 миллионов человек. К великому сожалению, у нас население в последние годы стабильно сокращалось. По последней переписи 2002 года у нас было 30,5 миллионов человек, сейчас – где-то 29,5 млн. О причинах можно говорить отдельно, но это печальный факт. 15% общероссийского валового национального продукта производится в Приволжском федеральном округе. Примерно 25% сельскохозяйственной продукции общего российского объёма производится у нас. Вообще округ благодатный, потому что у нас есть всё: и сырьевые ресурсы (нефть, и газ) и очень развитая нефтехимия (около 30% от общероссийской). У нас авиационная промышленность (порядка 60% от общероссийской), автомобильная (около 80%), машиностроение, высокотехнологичная продукция, радиотехника. У нас огромные запасы леса, причём пока ещё очень слабо используемые, торфа. Я ещё не говорю о том, что у нас много воды... Это и предопределяет характер социально-экономического развития Приволжского федерального округа.

Два года назад мы выступили с инициативой (и она была поддержана) разработать стратегию развития Приволжского федерального округа. Инициатива была поручена Минрегионразвития, мы принимали в этом активное участие, и в итоге в начале года стратегия была утверждена. Если интересно, можете прочитать на сайте Приволжского федерального округа, там весь текст её есть, и пересказывать нет смысла. Просто несколько комментариев. Во-первых, эта стратегия должна полностью вписываться в стратегию социально-экономического развития России, тут дисгармонии быть не должно. То есть какие-то общероссийские задачи должны быть учтены. Во-вторых, должны быть учтены потребности регионов, их пожелания, планы, которые у каждого региона есть, и у каждого региона в той или иной степени разработаны собственные стратегические планы. Вот всё это нужно было вместе соединить, и в итоге родился такой документ. Насколько он совершенен – посмотрите и решите, но для меня самым важным является то, что к этому документу прикладывается список инвестиционных проектов, таких значимых для региона. Это порядка 30 инвестиционных проектов, в первую очередь те, которые утверждены, те, под которые есть финансирование. Этот список прикладывается, но вообще у нас список, с которым мы работали изначально – полторы тысячи инвестиционных проектов. В первую очередь 30, потом у нас ещё есть около 200, которые тоже будут прорабатываться. То есть есть какой-то план действий, совершенно конкретный, с которым можно работать.

Встаёт вопрос: собственно, зачем вообще нужно было создавать стратегию развития округа, не является ли это чем-то искусственным? Ведь есть регион, которой развивается по каким-то своим законам – экономическим, политическим, и есть общероссийская стратегия. И этим вопросом мы сами задавались, прежде чем приступать к подготовке этого документа. Но мы столкнулись с некоторыми вещами, которые важны для округа в целом и не могут быть решены только силами регионов. Первое: округ у нас находится в сердце России, в самом центре. Понятно, что за Уралом огромные территории, но округ является связующим звеном между Востоком и Западом. И транзитные пути: М7, М5, железнодорожные – Транссиб, все идут через округ. Округ обладает огромным транзитным потенциалом, который, кстати, плохо используется. Что я имею в виду. Понимаете, когда мы говорим о том, что мы завязаны на сырье, это правда о России в целом. И это опасное явление, потому что мы можем превратиться экономически и технологически в сырьевой придаток развитого мира. Такая опасность существует. Но есть много путей диверсификации экономики. Один из них – это развитие транзитного потенциала в целом. Если мы претендуем на то, что Россия является мостом между Востоком и Западом, между Западной Европой и Азией, надо посмотреть, как этот потенциал используется. Общий объём товарооборота между Азией и Западной Европой – порядка 600 миллиардов долларов. Через Россию идёт менее одного процента. Вот увеличив только до 1% – это уже 6 млрд долларов, а если 10% – это 60 млрд. А что такое транзит? Это хорошо работающие железные дороги, хорошо работающие автомобильные дороги, вся инфраструктура вдоль этих дорог, промышленность, которая работает на создание тепловозов, вагонов, автомобилей, производство цемента и всего остального… Это восполняемый экономический ресурс. Вот он у нас работает плохо. У нас 7,5 тысячи километров федеральных трасс в регионе. И вот, представьте себе, у нас каждый год при выполнении полностью программы, заложенной Министерством транспорта, ремонтируется и восстанавливается где-то между 30 и 50 км. То есть практически дороги у нас ветшают. У нас порядка 60% дорог – и федеральных, и местных – не соответствуют техническим нормативам. Решить эту задачу самостоятельно каждому региону просто не под силу. Нужны какие-то объединяющие программы, которые бы это делали.

И есть, скажем, такие перспективные два проекта, которые фигурируют в наших планах и с нашей подачи стали фигурировать в общероссийских. Это развитие магистрали Западный Китай – Западная Европа через Казахстан, Оренбургскую область, Татарстан, Нижегородскую и Кировскую области и дальше на северо-запад. Это должна быть международная платная магистраль. Сказать, что там дело движется очень быстро, нельзя. Подписано соответствующее соглашение, китайцы свою часть уже давно отстроили, казахи приступили, у нас никак не решат, по какой трассе должна пройти магистраль. В общем, медленно мы разворачиваемся. Если учесть, что у нас вообще нет ни одного километра – ну, где-то есть 20 км вокруг какой-то деревни в Липецкой области платной магистрали, а больше нет в России. Сейчас будут строить платную магистраль Москва-Петербург, это будет первая такая серьёзная. Для сравнения могу сказать, что в Китае за годы перестройки построено порядка 65000 км платных международных трасс. Поэтому нам есть, на кого равняться.

Этим развитие транзитного потенциала не ограничивается. Сейчас разрабатывается план продолжения маршрута «Сапсана», который идёт из Москвы в Нижний Новгород, дальше он будет идти на Казань. Есть многое другое. Есть вопросы, которые нельзя решить просто физически на региональном уровне. Дело даже доходит до анекдотов. Вот, скажем, есть дорога, которая проходит между Саратовом и Самарой, Самара-Казань. И идёт кусочек 30 км по Ульяновску. Самарская часть построена, казанская часть построена, а ульяновская… И когда спрашиваешь губернатора Ульяновской области: «Что ж Вы не сделаете свои тридцать километров?», он говорит: «Она мне не нужна, мы по ней не ездим». Кто эти вопросы должен решать? Вот мы на уровне округа эти вопросы регулируем и как-то решаем.

Короче говоря, стратегии есть. Опора будет на развитие кластеров научно-промышленных, на свободные экономические зоны. У нас их пока действует только одна зона – в Татарстане (Алабуга), две создаются (одна в Ульяновске, одна в Тольятти). Кластеры – самые разные: авиационные, лесотехнические, нефтехимические. Всю эту стратегию вы можете почитать. Такие вот у нас замыслы.

Я в самом начале отметил, что у нас до сих пор неблагополучная демографическая ситуация. Хотя динамика положительная: у нас падает смертность, растёт рождаемость. Пока уровень смерти выше в основном, чем уровень рождаемости, кроме двух республик – это Удмуртия и Башкирия. Но этот разрыв сокращается, и большую роль здесь сыграл национальный проект «Здравоохранение», строительство пренатальных центров. Эта программа завершается: ещё три центра должны быть у нас построены. Они очень большой дали толчок тому, что упала детская смертность и смертность рожениц, меньше стало осложнений. И развитие идёт по возрастающей, я думаю, это даст свои плоды. Но одним здравоохранением вопрос не решишь. Нам вообще нужно создать благополучную среду обитания людей в Приволжском федеральном округе с тем, чтобы в каждом регионе молодёжь стремилась остаться там, где они живут. Всё равно миграция будет, это есть в любой стране, но не в такой степени, как у нас. И здесь огромную роль играют мероприятия в сфере культуры, образования, здравоохранения, как я уже сказал.

В Пермском крае три года назад начали проект «Пермь – культурная столица Европы». Это такое условное название. Суть его заключается в том, чтобы создать вне дома благоприятную среду обитания, чтобы люди почувствовали заботу о себе, когда они выходят из дома. Ничего такого фантастического в этом нет. Это отдельная тема, я могу долго о ней говорить. Но вот представьте себе, что, по опросам общественного мнения, до начала этой программы более 50% молодых людей не собирались оставаться на родине после окончания вузов и школ. А сейчас, по истечении трёх лет, только 18% выражает желание покинуть край. В республике Марий Эл, если кто-то там был – съездите, очень советую. К ней относятся как к такому медвежьему углу, который вообще мало посещаем, но вы получите большое удовольствие. Там лозунг руководства, лозунг людей местной элиты – сделать жизнь, обустроить её здесь, чтобы было приятно здесь жить.

Я ещё последний пример приведу, чтобы было понятно, о чём я говорю. У нас огромные водные просторы. У меня окно выходит на Волгу, на слияние Волги и Оки. Я четыре года проработал и не увидел ни одного паруса над Волгой. Хотя парусный спорт у нас ещё в советское время худо-бедно, но развивался. Это удивительно, потому что везде, где есть вода – вот в скандинавских странах мне приходилось работать, в Европе – там всё белое от парусов, причём не только летом, но и зимой. Людям, особенно молодёжи, есть, чем заняться. Сейчас мы запустили программу «Паруса над Волгой», которой как раз и хотим простимулировать вот такой вид досуга. Я могу очень долго говорить, нудно, я вас просто утомлю, поэтому, если появятся вопросы в ходе нашего круглого стола, я готов буду продолжить. Спасибо.  

 

Другие выступления на Гайдаровских чтениях: 

Валерий Гаврилов. Выступление на пленарном заседании «Социально-экономическое развитие России в 21 веке»

Яков Уринсон. Перспективы развития экономики: Россия и мир

Дмитрий Орешкин. География электоральной культуры в России. Региональный анализ.

 

 

Вернуться к списку публикаций

Как помочь фонду?