Notice: Undefined offset: 1 in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/form_parse.inc on line 108

Notice: Undefined offset: 1 in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/form_parse.inc on line 108

Notice: Undefined offset: 1 in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/form_parse.inc on line 108

Notice: Undefined offset: 1 in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/form_parse.inc on line 108

Notice: Undefined offset: 1 in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/form_parse.inc on line 108

Notice: Undefined index: main_file_id in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/gallery.inc on line 570

Notice: Undefined index: cut in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/docs/projects.php on line 67

Notice: Undefined variable: url in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/docs/projects.php on line 307

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/form_parse.inc:108) in /home/gaidarfund/gaidarfund.nichost.ru/inc/page.inc on line 115
Фонд Гайдара - Проекты - Гайдар-клуб - Дискуссия - Не слишком ли мы идеализируем стартапы?
Фонд Егора Гайдара

127055, г. Москва
Тихвинская ул., д. 2, оф. 7

Тел.: (495) 648-14-14
info@gaidarfund.ru

Даже мои политические противники, убежденные, что я веду страну по гибельному курсу, не подозревали меня в намерении запустить руку в государственный карман.
Е.Гайдар
Найти

Календарь мероприятий

14 декабря 2012
Научная конференция "20 лет современного экономического образования и исследований в России"

28 ноября 2012
Лекция "Аукционы: бархатная революция в экономике"

14 ноября 2012
Лекция "Экономика Российской империи и Русская революция 1917 года"

06 ноября 2012
Фонд Егора Гайдара в рамках дискуссионного Гайдар-клуба продолжает проект «Дорожная карта гражданина». На этот раз, тема дискуссии: «Гражданское общество - взгляд изнутри».


Все мероприятия

Follow Gaidar_fund on Twitter

Дискуссия

Не слишком ли мы идеализируем стартапы?

21 апреля 2011 г.

За последние несколько лет молодые предприниматели, создавшие свой бизнес  в сети, превратились в новых культурных героев. Если раньше истории успеха заключалась в том, чтобы долго и методично подниматься вверх по карьерной лестнице, то теперь достаточно придумать оригинальную идею и найти стартовый капитал. Пример Facebook у всех перед глазами.

Мы решили узнать у экспертов, связанных с рынком высоких технологий, как они относятся к повальной моде на стартапы и не опасаются ли они того, что на рынке надуется новый интернет-пузырь.

    Нубар Афеян
венчурный инвестор, генеральный директор Flagship Ventures

Я согласен с тем, что стартапы слишком романтизируют, но мне не кажется, что сами антрепренеры раздувают вокруг себя ажиотаж. Ответственность за эту романтизацию, по крайней мере, часть ответственности должна лежать на представителях медиа. Зачем они это делают? Они делают это, чтобы продавать новости. Это тоже бизнес. Они одинаково преподносят как сенсацию события в Ливии и Японии и новости о Facebook и стартапах. Я думаю, что это уже не изменишь.

Другое дело, что нам самим нужно выработать профессиональное отношение к стартапам. Я об этом говорил в своем выступлении на Гайдаровском Форуме.
 
А что касается высоких цен на акции Facebook и Google - я думаю что их стоимость будет меняться: расти, падать. Здесь будут работать те же законы дарвиновского естественного отбора. Динозавры тоже в свое время победили в процессе эволюции, но потом исчезли. Так что сначала одни компании выигрывают конкуренцию, а потом им на смену приходят другие. Новый пузырь не надуется - люди уже видели много пузырей и поняли, что пора с ними заканчивать, что нужно смотреть на вещи в долгосрочной перспективе

 

    Елена Масолова
CEO Pixonic, со-основатель Групон Россия

Обыватель в России не знает про стартапы, а значит, и не идеализирует. Он не хочет стать предпринимателем, вывести свою компанию на IPO, видеть себя на обложках журналов. Он вообще не верит, что можно меньше чем за год создать компанию, в которой 300 сотрудников, 3 млн пользователей и которая уже обогнала по прибыли некоторые крупные российские социальные сети. Советую обывателю посмотреть на основанный Андреем Андреевым Badoo.com (ожидается IPO на 3-5 млрд. дол. и при обороте 500+ млн.дол. в год это разумная оценка компании). Что касается цикличности экономики и пузырей, они были всегда и для компаний с устойчивой моделью не страшны (акции временно падают, потом все возвращается к прежнему уровню).

 

    Мария Адамян
руководитель Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ

Ситуация с капитализацией Facebook, Twitter и других компаний нового времени конечно внушает некоторые сомнения в том, что так может продолжаться дальше. Но ни Facebook, ни процессы в Кремниевой долине не имеют своего отражения в нашей экономике. В России пузырь вокруг предпринимательского движения не может лопнуть, поскольку его нет. Есть много шумихи вокруг инфраструктурных инициатив по поддержке предпринимательства, небольшой шум вокруг некоторых ярких историй, но реальных инвестиций происходит немного, и серьезного места в нашей экономике стартапы не занимают. 

С одной стороны, подавляющее большинство молодых стартап-идей не имеют ни шансов, ни амбиций превратиться в большой бизнес. С другой стороны, при всем обилии инвестиций, которые в нашей стране предлагают и государственные, и частные фонды, "умных денег" по-прежнему мало, поскольку слишком мало серийных предпринимателей, которые выступают ангелами-инвесторами, привнося в проекты не только капитал, но и компетенции и связи. 

Тем не менее, на мой взгляд, ситуация очень быстро меняется. Всего два года назад было сложно представить, что тема инкубаторов, акселераторов и стартапов получит такое широкое распространение. Благодаря тому, что здесь есть много талантливых и амбициозных ребят, мы быстро преодолеваем разрыв с западными экономиками, и довольно быстро количество стартапов перейдет в качество. По крайней мере, хочется в это верить.


    Александр Долгин
экономист, профессор НИУ ВШЭ

Опасения по поводу нового интернет-пузыря сильно преувеличены.
 
Рост капитализации высокотехнологичных фирм в интернете – стопроцентно законный тренд. Он объективно связан с тем, что люди все большую часть времени проводят в потреблении либо в процессе выбора того, чего бы им имело смысл потребить. Поэтому объем аккумулируемого в интернете человеческого внимания стремительно растет. Соответственно увеличивается и денежный урожай, собираемый с этого внимания. Основные деньги поступают от рекламодателей или от торговли.
 
Кроме того, простых граждан не должно особо волновать, лопнет пузырь или нет. Даже если это и произойдет, то, с точки зрения общественного блага, ничего страшного не случится. Напомню, что трагедизируемый обвал доткомов был хотя и крайне болезненным для инвесторов, но все же локальным спуском. Довольно скоро после того начался стремительный подъем, и спустя несколько лет возникло совершенно новое лицо индустрии.
 
Единственное, чего следовало бы опасаться – это того, что интернет-технологии представляют собой тупиковую ветвь развития. Но это конечно же не так.
 
Что касается рыночной капитализации того же Facebook, то называемые цифры не кажутся мне утопичными. Сам Facebook, кстати, говорит о цене в триллион долларов, как о стратегической цели. Определенная проблема заключается в том, что на сегодняшний день не слишком эффективны пути монетизации внимания, которое социальные сети научились к себе привлекать. Но я полагаю, что соответствующие схемы вскоре будут найдены, и тогда мы увидим многократно возросшую капитализацию. Вопрос только, достанется ли этот приз именно Facebook или какому-то другому игроку.

    Сергей Гуриев
экономист, ректор РЭШ

Стартапы - необходимое явление в рыночной экономике. Надо помнить, что все крупные компании были когда-то маленькими. Даже те, которые возникли как спиноффы большой компании, обязаны своим существованием основателям той самой большой компании. Поэтому если не будет стартапов, то не будет и капитализма.

Насколько выгодно быть основателем стартапов? В недавней статье "Бремя недиверсифицируемого риска предпринимательства" в American Economic Review Роберт Холл и Сьюзан Вудворд анализируют большой массив данных по американским технологическим стартапам, поддержанных венчурными фондами. Оказывается, что истории успеха типа Фейсбука очень редки. Средний заработок основателя компании при продаже компании - 4 миллиона долларов. Но это среднее значение определяется небольшим числом сверхуспешных предпринимателей - теми 0.04% стартапов, которые зарабатывают больше миллиарда долларов. На самом деле почти три четверти стартапов проваливаются, а больше 200 миллионов зарабатывают менее 1%.

Поэтому риски стартапов настолько высоки, что среднему американцу выгоднее стать не основателем стартапа, а наемным работником. А предпринимателями стоит становиться только тем людям, которые любят независимость, не боятся рисков и располагают серьезным начальным капиталом.


 

 

 

Вернуться к списку дискуссий

Как помочь фонду?